Взятка в формате «3D»

В скором времени уголовный закон пополнится экзотическим, но устрашающим наказанием колоссальными штрафами, производными от размера взятки. Неискушенные читатели интересуются, какие нюансы стоит взять на заметку законопослушной армии управленцев.

Вводимые штрафы сами по себе разорительны, да и планируются главным образом как дополнительное наказание. К тому же поговорка «лес рубят – щепки летят» на какое-то время может стать актуальной. Представим всю нелепость положения невиновного, к которому на ровном месте примеряют вдруг ярлык «лихоимца» (при вымогательстве вознаграждения), «мздоимца» (при получении его впослед).

Вот минимальный набор юридических нюансов, которые полезно знать.

Внимание, банкротоопасно!

Прежде всего, о малоизвестной административно-правовой норме, не считаться которой, по меньшей мере, недальновидно. Статья 19.28. появилась в КоАП РФ недавно, став логическим продолжением антикоррупционных статей уголовного кодекса. Теперь взятка, как и коммерческий подкуп, будет бить бумерангом еще и по организации, в интересах которой она затевалась (срок давности 1 год со дня совершения). Штраф – 3-кратный размер взятки, но не ниже 1 млн. рублей. Ее предмет конфискуется. К примеру, даже мелкая взятка в 5 тысяч рублей какую-то компанию может попросту обанкротить, обернувшись убытками ровно в 1.005.000 рублей.

Но предусматривается ужесточение и этих санкций. Если в конверт чиновнику положили больше 1 млн. рублей, то штраф составит от 20 млн. рублей, а кратность – от 0 до 30. Если же за «административный ресурс» уплачено более 25 млн. рублей, то отсчет штрафа начнется уже со 100 млн. рублей, а кратность составит от 0 до 100.

Идея состоит в том, чтобы решение корпоративных задач за счет коррупционных схем стало экономически неоправданным.

Who is who?

Статья 204 «Коммерческий подкуп» Уголовного кодекса РФ ориентирована на менеджеров – лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации. Статья 290 «Получение взятки» – на должностных лиц, т.е. на тех, чья деятельность проистекает во властных структурах. Критерии субъектов исчерпывающе приведены в примечаниях к статьям 201 и 290 УК РФ.

Субъектная схема вновь становится трехмерной: взяткодатель – посредник – взяткополучатель. Воссоздается фигура посредника – лица, способствующего соседям по схеме в достижении или реализации коррупционного соглашения.

Санкции внушительны в отношении каждого. А вот здесь берет начало политика «кнута и пряника». На фоне весьма жесткого наказания законопроект сулит теперь не только «дающему», но еще и посреднику внушительный «бонус»… – полное освобождение от уголовной ответственности.

Повинную голову меч не сечет…

В чьих же руках этот разборчивый меч правосудия, и как эта штука будет работать?

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ: «давшего» закон не затронет, если имел место фактор вымогательства.

ВАРИАНТ ВТОРОЙ: и «давший», и посредник переведут себя в разряд свидетелей, если постфактум станут активно способствовать разоблачению «взявшего», т.е. раскрытию преступления – дела своих же рук (ведь получения взятки без ее дачи не бывает)!? Нонсенс: другие категории обвиняемых могут рассчитывать лишь на смягчение ответственности, но, отнюдь, не на освобождение вчистую.

Но законодатель пошел еще дальше, и это ТРЕТИЙ ВАРИАНТ. От «давшего» и от посредника не требуется что-либо «раскрывать»…, им достаточно лишь заявить в надлежащий орган (где дела возбуждают), да добровольно, т.е. не в связи с тем, что органы о деянии уже осведомлены. Причем не важно (и в этом парадокс!), если сам заявитель сыграл в коррупционном деянии первую скрипку. Не спросят у него и о том, как через неделю, день, а может быть, и через час после им же содеянного, он вспомнил вдруг о своем «конституционном долге», и что так скоропалительно преобразило его мировоззрение?!

Изъятый предмет взятки или коммерческого подкупа обращается в доход государства кроме двух случаев. Если передача ценностей стала вынужденным способом предотвращения вредных последствий от вымогательства. Или если их получатель потребовал передачи ценностей, а «дававший» добровольно сделал об этом заявление, и передача проходила под контролем спецслужб с целью задержания с поличным.

Бывает, что подобный демарш граничит с провокацией (ст. 304 УК РФ) – попыткой подкупить должностное лицо либо менеджера без их согласия в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо в целях шантажа. Мотивы могут быть разные: расчистка пути к чьей-то карьере, месть, рейдерство и т.п. Но на практике правоприменительная деятельность на этом этапе продиктована риторикой вроде «пойман с поличным при попытке…!», «у подозреваемого обнаружено …долларов США!» и т.п.

Противоядие.

При виде цинично вброшенного в помещении ли, в автомобиле ли веера нежеланных денежных купюр растеряется даже волевая личность, поставленная кем-то перед фактом. И потеряет те драгоценные секунды (а это и есть момент истины!), спустя которые появится группа в штатском, чтобы всё и со всей серьезностью отснять на фото, на видео, пересчитать, записать и т.д. Если же коррупционных намерений не имелось (чьи-то происки), то как раз их и следует, не медля продемонстрировать. Схема контрдействий может быть такой. Выражение негодования поведением злоумышленника (протестные действия, фразы), экстренное привлечение внимания к факту коллеги, начальника, близкого и т.п. (устно и/или по телефону), выражающее суть инцидента. И лишь затем обращение в правоохранительный орган (сначала по телефону, e-mail, затем можно и письменно). Все это улики поведения невиновного лица.

А если всё же коррупционная сделка затевалась, и уже осталось лишь руку протянуть к обещанному? Закон милостив и дает надежный шанс даже для «берущего». Это всепрощающая статья 31 УК РФ – «добровольный отказ от преступления», т.е. прекращение приготовления к преступлению либо действий (бездействия), непосредственно направленных на его совершение. Но при условии, если еще не было принято хотя бы части ценностей.

Достаточно лишь добровольно (а не вынужденно!) продемонстрировать свой отказ от доведения замысла до конца реальными действиями, в письменной ли, словесной или иной форме, т.е. выражение в адрес «дающего» отказа от принятия вознаграждения и от выполнения обусловленных им действий (бездействия).

А вот это совсем не взятка, это… подарок!

Завершим на мажорной ноте: статья 575 Гражданского кодекса РФ декриминализирует взятку и коммерческий подкуп, если их размер вписался в 3000 рублей. Указанная норма признает эту сумму обычным подарком врачу, учителю, государственному или муниципальному служащему, министру, т.е. любому вне зависимости от его должностного положения. Если, разумеется, «подарок» не служит своего рода таксой либо завуалированным вымогательством. При этом он может даваться и не из личных симпатий, а, именно, в связи с исполнением управленцем служебных обязанностей.

В этом случае заботить одаряемого могут лишь нюансы налогообложения. Кстати, подарки, полученные от физических лиц, налогом не облагаются.

Адвокат В. Шрамченко,

член Адвокатской палаты Краснодарского края

Опубликована в журнале “4U: FOR YOU” («Для Вас»). Март 2011 г.